пятница, 7 марта 2014 г.

Чем заняться с ребенком дома с 1- 1,5 лет

   Наши с Елисеем дни проходят очень насыщенно!
Елисей активный, любознательный ребенок и чтобы его активность направить в правильно русло, маме приходиться быть изобретательной :)
Решила поделиться с вами нашими занятием - может кому-то будет интересно и с удовольствием почитаю ваши комментарии, чем вы развлекаете своего малыша.

Итак, что мы делаем каждый день (или почти каждый), с ранних месяцев Елисея и по сей день (почти полтора года):

1. Читаем и СМОТРИМ книги
Я сама раньше очень любила читать и мне хотелось чтобы и Елисей любил книги. Месяцев с 4-5 я начала ему читать стихи Маршака, но Елисей не проявлял никакого интереса и после десятка попыток я расстроившись, перестала это делать. Но потом, когда он уже начал ползать Елисей первым делом стал подползать к полке с книгами, которая находится почти у пола. Я обрадовалась этому и все книги на полке заменила на детские и он снова потерял к ним интерес :( 
    Прошло некоторое время, я вернула на полку книги (они большие по формату и умещаются только на этой полке) - это книг о живописи - у нас их много, книги по фотографии, книги с животными и Елисей опять к ним потянулся.


Он сам выбрал для себя книги - самая любимая это учебник по Экологии за 9 класс!!! и от куда она у меня только взялась. Эту книгу мы смотрим по 10 раз на дню! Он знает каждую картинку! Когда он просыпается и мы выходим в гостиную он первым делом бежит (сейчас) к полке с книгами и находит именно её! Требует смотреть каждую страницу! и рассказывать что на ней нарисовано! Сейчас он сам уже многое рассказывает мне - где рыбки, где совы, лисички и т.д. Знает портрет Гегеля и произносит его фамилию :) Показывает длинную шею жирафа и большие уши слона....
ЛЮБИМЕЙШАЯ ЭКОЛОГИЯ!

     Второй его фаворит - это книга Саратовского художественного музея имени Радищева. В ней много картин из музея и он тоже любит их рассматривать! Ещё любит книги про животных, у нас это большие книги с фотографиями слонов, сов и акул. Ничего детского и есть даже "страшные" фотографии зубастых акул или охоты сов на добычу, но он с удовольствием их смотрит и показывает где у кого глаза, где зубы, крылья и т.д.
   В 1,3 года Елисей начал смотреть и детские книги, очень любит книги с песенками, любит когда я ему их пою.

    Музыкальные книги и книги с яркими картинками, но все же детские книги он просматривает бегло в отличие от любимой экологии :))) Совсем детские книжки, такие как Колобок или курочка ряба он даже не смотрит, игнорирует, не смотря на то, что там те же животные, что встречаются и в экологии и в картинах музея. Для меня это загадка :) но я следую его выбору и сейчас мы уже начали осваивать книги с картинами из Эрмитажа :) 
   Очень часто слышу от разных мам, что их дети не любят книги и я всем советую, поскольку прошли через это сами, попробовать сменить книги, может даже на совсем не детские. Предложить ребенку самому выбрать книгу.


2. Учим буквы
    Это тоже для меня загадка :) но Елисей очень любит буквы! Читая/просматривая книги он всегда мне указывал пальчиком на заглавные буквы, особенно если они большие и яркие. Я начала ему рисовать буквы и он их стал повторять. На холодильнике у нас есть магнитные буквы и Елисей их любит брать в руки и называть букву. Месяца три назад, видя его любовь к буквам мы купили коврик с алфавитом и он от него в восторге! К тому же этот коврик не только алфавит, но и пазлы, которые можно складывать в баррикады:


Тычет пальчиком в букву и произносит все подряд какие помнит, пока не всегда попадет в нужную :))) Я опять же не настаиваю на обучении, а лишь следую за своим ребенком. Когда где-то говорю, что Елисей знает 10 букв, на меня смотрят как на сумасшедшую маму, которая "отнимает" у ребенка детство, с пеленок учит алфавиту и пытается вырастить гения! Нет, это совсем не так - я просто прислушиваюсь к своему сыну и не мешаю ему познавать мир, так как он этого хочет! 
   Вообще у меня очень много мыслей насчет развития ребенка и его обучения, но боюсь длинный пост станет слишком большим :))) Поэтому ограничусь тем, что посоветую всем мамам и папам с маленькими малышами прочитать книгу "После трех уже поздно" Масуру Ибука, которая "поддержала" мои мысли насчет развития ребенка и укоренила мою уверенность в том, что я выбрала правильный путь развития Елисея. Там нет конкретных рекомендаций и методик, там очень хорошо и легко описано, почему с ребенком важно заниматься музыкой, языками, плаванием и т.д. до трех лет!  

3. Учимся по карточкам!
Это ооооочень полезная вещь! Я бы поставила на первое место, но все же Елисей больше любит книги и буквы :)
Покупала на озоне, два набора (первая и вторая часть) по 90 карточек (если кому-то надо, поищу ссылку на них).
Там есть и животные и машины и бытовые приборы и одежда и части тела.... много всего и все яркое и красочное! (с обратной стороны цвета и геометрические фигуры, но это пока игнорируем)
    Я очень довольна этими наборами, в них есть пара-тройка "ненужных" карточек ребенку, например картинка колбасы, есть несколько не очень удачно изображенных, но все остальные очень хорошие! Все изображения подписаны и я читала, что это тоже полезно - ребенок видит буквы и изображение и ассоциирует их между собой. Говорят, что это в будущем хорошо повлияет на грамотность ребенка (поживем-увидим)
Елисей "выдерживает" все 180 карточек! Смотрим за один присест все и  каждый день (иногда два-три раза - по настроению).

ПОКАЗЫВАЕТ ГДЕ ДУБ

    Как мы начинали их смотреть:  месяца два просто смотрели (достаточно бегло) и я называла, что на них нарисовано. Потом месяца два я выкладывала по три-четыре карточки и спрашивала, например - где самолет? Он показывал. Потом по 6-7 карточек и тоже спрашивала где, что лежит. Сейчас Елисей знает все карточки!!! Различает медузу и осьминога, троллейбус и автобус, дуб и рябину! Карточек 40 сам называет. И опять повторюсь - я никогда не заставляю его заниматься карточками (это и невозможно сделать :) и сразу же откладываю карточки, если вижу, что он теряет к ним интерес. Полностью его свобода выбора! 

4. Рисуем 
Рисуем мы давно. Самое любимое - это рисование на грифельной доске мелом. Это супер вещь! Елисей в течении дня по 10 раз подходит к доске и рисует "каляки-маляки", ещё любит стирать свои творения тряпочкой - и все это он делает без наших просьб, по своему желанию.

Мой муж хорошо рисует и частенько оставляет нам по утрам рисуночки на доске - Елисей всегда выбегает из спальни, чтобы посмотреть - есть ли что-то новенькое от папы :)



    До того, как Елисей начал ходит и уверенно стоять (перед доской всё-таки нужно стоять) мы рисовали (сейчас это тоже практикуем) восковыми мелками-карандашами. Они не ломаются, как обычные карандаши, их не надо точить и главное, они рисуют любой стороной! Даже когда Елисей ещё не умел держать в руках карандаш, он зажимал в ладошке восковой мелок и чертил им как придется (часто - всей плоскостью карандаша, можно сказать катал его).
КАЛЯКИ - НАШИ, ЯБЛОКИ - ПАПИНЫ

     Сейчас начали пробовать краски, но с этим сложнее :) Баночку с водой сложно оставить в покое, пока в ней есть вода :) Непроливайки не спасают - жидкость должна быть разлита любой ценой! Но в красках хорошо учить терпению и последовательности - помыл кисточку, взял краску, порисовал, снова помыл, вытер тряпочкой и опять по кругу - раза три подряд Елисей справляется с этой сложной задачей, но потом его внимание начинает рассеиваться :)

5. Считаем
Елисей так же интересуется цифрами. Сначала он принимал их за буквы :) но потом как-то сам быстро понял разницу. Считает он сейчас до трёх, потом у него сразу идет семь :) Это его любимое число. Цифры мы так же видим на коврике-алфавите и встречаем в книгах. А ещё купили детские счеты и Елисей с удовольствием играет с ними.


6. Говорим.
   Говорим мы с ним очень много! Я рассказываю ему всё! Все что происходит рядом, в книге, в мультике, на прогулке. Когда приходит папа с работы между ними первые минут двадцать возникает барьер. Папа у нас "молчун", а Елисей то привык к другому :) К разговорам :) Но потом все становится хорошо :) С папой можно полететь до Луны люстры, попрыгать как ковбой или пострелять из лука, как настоящий Робин гуд :)) А ещё с папой он очень любит играть на гитаре - бренчать на струнах и слушать звуки. Это занятие я полностью "повесила" на них двоих :) Когда Елисей подходит к гитаре я всегда говорю - это с папой, придет с работы, тогда поиграешь и он послушно ждет :)

7. Делаем домашние дела.
    Я сторонница разрешать ребенку делать все (практически), что не повредит его здоровью. Елисей очень любопытен и ему интересны дела мамы. Например, он с удовольствием со мной вместе закладывает белье в стиральную машину. Я увидела и "подхватила" его желание разбирать пакеты и все класть в холодильник (пока без разбору :).

     А ещё он очень любит вытаскивать из посудомоечной машины чистую посуду (грязную закладывать не даю по понятным причинам - малыша после этого придется всего мыть :) Благодаря этой работе он знает все столовые предметы, тарелки, стаканы, кружки. Знает, что нож острый и поэтому достает его аккуратно, а ложка безопасная....
    Я решила - ну разобьёт что-то, так на счастье :) Пока ничего не разбили :) Елисей достает тарелку или кружку и дает мне в руки, а я раскладываю на полки и в тумбочки.
    Вместе поливаем цветы! Елисей тоже это очень любит и каждый день мне говорит "Пить" и показывает на цветы. Лейку держим вместе, но у него столько радости от этих действий, что и ничего страшного, если что прольем.  
    Вместе убираем его игрушки. Для этого папа сделал нам вот такие две машины, писала об этом здесь. Игрушки убираем, почти с удовольствием ))



8. Играем в развивающие игрушки.
Игрушки у нас почти все развивающие или хотя бы с каким-то смыслом. Машинки и солдатиков не покупаем (это делают бабушки с дедушками:). Елисей опять сам по себе отдает предпочтение развивающим играм.
Саааамая любимая - это ловить рыбу на удочку с магнитиком на конце (в папу пошел :) подрастающий рыбак:) Нам эту "рыбалку" подарили на новый год и буквально за вечер Елисей научился ловить рыбу.
Наша рыбалка

Надо сказать, для этого дела нужно много терпения (по детским меркам) и Елисей "терпит" все время, пока каждая рыбка не будет поймана. Все ловит строго удочкой, руками ни-ни! Ну и конечно каждой рыбкой хвалиться и приносит маме!
Есть ещё всякие пирамидки, кубики, звуковые игрушки, домики с разными ключиками от каждой двери, деревянные мозаики и т.д. - в это он тоже любит играть, когда мы переделали все дела, описанные выше :)



 Вот и весь наш список каждодневных занятий :)

С нового года начали ходит в развивающую студию и там попробовали много нового для себя: лепить из пластилина, рисовать по манной крупе, рисовать пальцами красками и много другое. Потихонечку "вводим" что-то дома, скоро нам 24 часов не хватит на все наши любимые занятия :)
А чем вы больше всего любите заниматься?

P.S. мы как все нормальные мальчишки :) всё рушим, вытаскиваем из ящиков, разбрасываем, ломаем, кидаем и отрываем. Любим прятки и активные игры. Но если увлечь ребенка интересным занятием, приложит к этому много своих сил, терпения  и времени, то как минимум получите меньше разрушений в квартире :), а как максимум разносторонне развитого малыша! :))

И конечно же, милые девочки, поздравляю нас всех с нашим праздником!!!! Побольше нам любви, счастья, улыбок, успехов, мира в семьях!
Всех лю!

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Юля! У вас славный малыш, большой умница) Нам пока 1,1, мы только начинаем рисовать, строить и говорить. "После трех уже поздно" прочитала и это мне тоже принесло понимание, как важны эти первые годы. Обязательно пишите еще про то, как и с чем вы игрете, всегда интересно почитать опыт реальных мам, а не сухие статьи. И, да, пожалуйста дайте ссылку на карточки, я как раз искала.
    P.S. Ваш папа молодец!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И с праздником, любви, радости, весны вам!

      Удалить
    2. Спасибо! Очень приятно :)))))))))))))))))))))))))))

      Просмотрела все на Озоне и "наших" карточек уже нет :(
      есть много других http://www.ozon.ru/catalog/1163828/?brand=7430126

      Удалить
  2. Здорово... промелькнула мысль: какая я плохая мать!!! ))))))) Пойду почитаю книгу)))
    На самом деле мы тоже читаем лепим рисуем ...но как то не в таких масштабах....
    Юля вы такая умничка! С праздником!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь, ну что вы? Как это плохая мама? Таких не бывает :)))))) Детки же все разные и может "меньшими масштабами" вы отлично проводите время, у нас же если сократить эти масштабы, вся квартира будет перевернута :) Уж лучше мы порисуем, полепим, поиграем :) Сейчас почти перестали доставать все из ящиков - просто на это нет времени, все время занято :)

      Удалить
  3. Юля, Вы такая молодец! Нет, Молодец с большой буквы))) Побольше бы таких мам...
    Я тоже считаю, что важно уделять большое внимание развитию ребенка начиная в период ДО трех лет. Именно потому, что мозг наиболее активно развивается в это время. Ну, это я еще и как специалист точно знаю (я учитель-логопед и олигофренопедагог). Даже "тяжелые" речевые диагнозы деткам до трех лет не торопятся ставить, все может измениться...
    Вспоминаю, как мои дети выбирали себе книги. В любимых у нас были всякие справочники, сын очень уважал какое-то пособие по тракторостроению))) а вот дочь любила сидеть на горшке со сборников стихов Фета (без единой картинки). И тоже специально я не учила буквам. Просто они играли с карточками, с картинками (действительно, отличная вещь!). Читать научились рано.
    Лет с трех мы с мужем стали детям подсовывать игры Никитина. Очень рекомендую.
    Ох, много написала)))
    С праздником! Любви и согласия Вашей семье!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо БОЛЬШОЕ за теплые слова, поздравления, свой опыт и рекомендации!
      Пошла смотреть игры Никитина :))

      Удалить
  4. Вот почти все про нас :) Согласна, что не за чем постоянно шуметь на ребенка за то, что он что-то раскидал или занят не тем делом - проще просто его увлечь "правильным" делом или "нужной" игрой!
    Детские книжки у нас в почете уже давно. А еще очень любит журналы и мамины каталоги. Журналы у нас только о детях. а каталоги одежды, вышивки и косметики:) Знает хорошо разные предметы одежды, например :)
    И та же история с буквами, очень давно также начала тыкать в книжке и всегда надо было ей эту букву назвать, теперь мы их везде рисуем, и на бумаге, и на снегу. Было такое же отношение у родителей, когда говорила, что в 1.5 года у меня ребенок не разговаривал можно сказать, а вот несколько букв знала, дескать, зачем ее этому учишь:)
    И разговариваем много, а как с ней не разговаривать. Мультики постоянно комментирую, например :)
    Карточки у нас, почему-то, ушли из употребления :( И не считаем пока - интереса нет, но цифру 1 знает очень хорошо)))
    Рисуем много и на больших ватманах, в основном, карандашами, восковые не прижились. Рисуем еще на манке и акварелью - возит кисточкой по нарисованному мной :)
    И домашние дела - это лучшее занятие. Посудомойка высоко, а вот чистое белье всегда достаем вместе, она достает и по одной мне приносит - я вешаю. Вообще, именно дочка всегда инициатор стирки))) все в машину заложит и укажет, куда порошок засыпать, и потом с разрешения нужную кнопку жмет с великим удовольствием. Любим пылесосить и пол мыть)) Короче, я без дочки, уже как без рук. Стряпаем вместе - лепить печенье и вырезать его нравится еще больше, чем просто лепить из пластелина. Разрешаю из "нужного" шкафа доставать кастрюли и поварешки - пусть учиться готовить, как мама :)
    Из любимых игр сейчас пазлы, деревянные и картонные обычные.
    Еще гуляем много. Летом готова была это делать, как только с утра встанет, после морозов почему-то не хочет вот сейчас одеваться на улицу, мама изобретает как выманить на улицу, а вот потом домой не затащишь.
    Юля, спасибо за рассказ. Надо еще цветочки вместе поливать, да и вообще я думаю, на лето клумбу под окном с ребенком разбить.
    С праздником весенним :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Света!!!
      Да мы тоже много гуляли, но в прошлом году, сейчас ждем весны теплой :))

      Удалить
  5. У нас знакомство с книжками началось очень давно, ух, сколько их было погрызано. Теперь уже к литературе очень бережное отношение, складывает свои книжки стопочкой, читаем стихи, прозу не уважает. Чуковский, Маршак, Михалков, Барто идут на ура, есть конечно любимые произведения. Обычно чтение занимает 20 минут, потом внимание рассеивается. А вот рисовать не очень любит, с красками так вообще беда.. все заканчивается очень быстро, как только сын испачкает руку, тут же надо идти мыть.
    Пазлы, мозайки - уже надоели, хотя был пик увлечения, мог по часу сидеть собирать, разбирать. Кстате, рыбалка у нас точь в точь такая же.
    И вообще замечаю, что игрушки все меньше и меньше интересуют, иногда даже не знаю, чем ребенка занять, чтобы было полезно и интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, а во сколько вы мозаики собирали? Я их что-то стороной обхожу - думала, рано ещё.

      Удалить
  6. Юля, спасибо за твою статью, с удовольствием почитала.
    Я тоже сторонница разрешать ребенку все (почти все), что только не угрожает здоровью. Мы тоже вместе пылесосим, я бы даже сказала, что пылесос тяжело забрать потом, но теперь уже (в 3 года) говорит "устау я, ты пысось", моем пол, протираем пыль тряпочками, поливаем цветы. Раньше очень любил мыть посуду (у нас посудомойка только планируется в скором будущем), и даже любит играть с посудой в раковине и например очистками от картошки там, складывает их в кружку, наливает воды, солит, варит, одним словом готовит.
    В своем блоге писала, что у нас в самом болльшом почёте - это электроприборы и провода, розетки, кнопки, трубочки и трубы, и все такое. Тоже, всё это выбрал ребенок для игр сам (все началось с утюга примерно в 6-8 месяцев, таскал старый утюг за собой ползая по квартире) и мы стали ему покупать тройники, удлинители и пр для его игр. Книжки читаем, смотрим, ищем предметы, рассматриваем. В каждом возрасте свое предпочтение разным книгам. Музыкальные всегда нравились, но у нас их не много, сейчас нравятся очень книги-понарамы (с объемными картонными рисунками). Рисовать нравится и ручками и фломастерами (простыми карандашами сложновато, надо сильно нажимать, чтоб видно было), краски акриловые и гуашь (но гуашь быстро расходуется, стала покупать большие акриловые по 18 цветов), лепить из теста для лепки нравится. Сейчас вот доска для рисования как у вас появилась (давно хотели), так тоже очень мелками нравиться рисовать и стирать тряпочкой.
    Одно время пазлы-вкладыши любил, но уже прошло (все таки нам 3 года уже).
    Сейчас у нас аншлаг с констуктором Полесье. Купили много, у нас уже около 700 деталей, строит уже очень хорошо и причем в конструкторостроение приделывает еще свои провода, веревочки, трубы, крючки, короче целая система получается - очень ему нравится разные механизмы изобретать.
    Недавно полюбил шить: толстой иглой для вязанных изделий мы шьем в мягкий клубок - супер вещь.
    Играем с нитками (даю клубок не нужных мне старых ниток) и он "плетёт" паутину - зацепляет за ручки дверей, ножки стульев, столов, ручки мебели - ему нравится как получается, а потом все срезает детскими ножничками. Иногда запутывает (плетёт) нитками мамины пальцы на ногах - тоже интересно, а потом срезает ножницами нитки и по новой плетёт.
    Смотрим мультики: начинали с Домовенка Кузи, Простоквашино, Крокодила Гены, чешского мультика про Крота, потом пошли Маша и Медведь, Фикиси и Смешарики. Последние три и сейчас в почете. Честно скажу, что именно мультики повлияли на разговорную речь и очень много что он набрался именно из мультиков, всякие там фразочки уже, но мультики про Фиксиков, например, очень поучительные и познавательные - скачиваем новые серии с инета. Смешарики тоже мультики не простые - филосовской направленности и поучительные.
    На улице любим играть в песочнице, но игрушки меняем, то с машинками, то с формочками, то с посудой даже, несмтря на то, что мы мальчики. Любит готовить из песка с палочками, листиками, каштами, камушками, посыпать песочком-солью, втыкать палочки-украшалочки.
    В ванне обязательные игры с ручейками, фонтанами, мельницами для воды, короче вода течет постоянно и под нее подкладывает предметы - смотрит как вода по новому течет.
    К буквам и цифрам у нас интерес не такой большой как у вас, но любит, когда я считаю, а он показывает пальчиком. Тольо сейчас начинает проявляться интерес к буквам.
    Вот, как-то так примерно, хотя всего и не описала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика спасибо большое! С удовольствием почитала, а как у вас!

      Удалить
  7. мне в этом возрасте хорошо помогал план развития ребенка от 1,5 до 3 лет... я его распечатала и повесила на холодильник... смотрела утром: чем бы заняться... и кстати, по нему сразу увидела "пробелы". Поняла, например, что творчеством мы достаточно занимаемся, а вот подвижные игры у нас не по возрасту... а музыкальных вообще нет.. Мне понравилось, что в плане просто список того, что можно делать с ребенком по возрасту по разным блокам: двигательная активность, моторика, творчество... вот здесь его можно посмотреть http://www.babyblog.ru/user/ylibnis/2681309 надеюсь, что это поможет, как и мне, организовать работу с малышом по "всем направлениям" -)))

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте! С удовольствием прочитала, люблю такие заметки читать, вдруг почерпну чего нового для себя. Моей Алисе 1.8, у нас сейчас в большом почете коробочка с горохом (иногда меняю на цветной рис). Когда говорю пойдем поиграем горохом аж пищит и ножками топает. Мы горох пересыпаем ложкой в стаканы, что-нибудь закапываем (каждый раз что-то новое, так интереснее) в него, а потом ищем, а в завершение ножками потопаем, получается массаж и ручек и ножек. Недавно в садик пошли, так там в анкете вопрос любимая игрушка, я была в растерянности и не знала что написать, думаю не поймут, причем тут горох и что, у ребенка нет игрушек нормальных.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :)))))) да в садике бы не поняли, например, любит стоять ножками на горохе :))
      Горохом и рисом мы в развивающей студии занимаемся - Елисею нравится :)

      Удалить
  9. Юлия, здравствуйте! Случайно наткнулась на вашу статью, бродя по блогам в поисках рукодельных полезностей))
    Вы знаете, я как про себя прочитала, у нас даже игрушки одинаковые и предпочтения у сыночков тоже. Нам сейчас 2г и 1 неделя занятия немного видоизменились, но вот в 1,8 мы уже выучили вот также ненавязчиво весь алфавит (различая И и Й, Ъ и Ь, Е и Ё и т.д.) и считаем до 10. Мне самой нравятся такие занятия и без напряга и с пользой! Вы большая молодец и сынок ваш умничка!

    ОтветитьУдалить

Большое спасибо за Ваши комментарии!
Всегда с радостью читаю их!
Ваши отзывы вдохновляют меня на новые свершения!